Хрупкий баланс между армией и Хезболлой

Ливанская армия ожидает политического решения, которое правительство должно принять в начале года, чтобы приступить к реализации второго этапа плана по установлению государственной монополии на оружие.

Как сообщает ArabiToday,заявления премьер-министра Навафа Салама в интервью, в котором он сообщил о скором переходе к процессу изъятия оружия в районе между реками Литани и Ауали, подтвердили, что первые недели нового года станут решающими в этом вопросе. Однако жёсткая позиция «Хезболлы» и её категорический отказ сдавать оружие к северу от реки Литани вызывают серьёзные вопросы относительно плана государства по взаимодействию с движением. При этом близкие к «Хезболле» источники назвали последнее заявление Салама «очередным уступочным шагом официального Ливана без каких-либо встречных шагов со стороны Израиля».

Очевидно, что отношение «Хезболлы» к тому, что она называет «уступками», на которые ей пришлось пойти к югу от Литани — будь то передача оружия и военных позиций армии, отказ от ответа на продолжающиеся израильские удары или включение гражданского лица в делегацию, ведущую переговоры с Израилем, — не будет таким же в случае попытки распространить план по изъятию оружия на север от Литани без её согласия. Движение увязывает любой подобный шаг с рядом условий, прежде всего с выводом израильских войск с оккупированных территорий, освобождением пленных, прекращением атак и началом восстановления. При этом судьбу своего оружия к северу от реки оно связывает с «национальной оборонной стратегией», которая должна быть согласована внутри страны.

Военная реальность

Согласно имеющейся информации, военнослужащие и офицеры ливанской армии в течение последнего периода строго следовали инструкциям во время выполнения задач по контролю над оружием к югу от Литани и не приближались к позициям севернее реки. Вместе с тем источники в силовых структурах подчёркивают, что параллельно с операциями на юге принимались жёсткие меры на севере — по всей территории Ливана, в частности для предотвращения перемещения оружия и пресечения попыток его контрабанды через ливано-сирийскую границу.

Отвечая на вопрос о готовности армии к завершению реализации плана и переходу в район между реками Литани и Ауали:«План был разработан для исполнения, но переход к этому этапу требует политического решения». Они добавили, что «жёсткая позиция “Хезболлы” и её отказ сдавать оружие означают возможное столкновение армии с её сторонниками, что может поставить под угрозу гражданский мир. Это — красная линия для президентской власти и командования армии».

Риски силового разоружения

Профессор политологии Американского университета в Бейруте Хилаль Хашан исключает возможность того, что ливанское государство попытается силой реализовать решение о монополии на оружие к северу от Литани, считая, что «Ливан — мягкое государство, и между принятием решения и его реализацией всегда существует разрыв».

В комментарии Хашан отметил, что у государства нет реальных альтернатив, и оно «пытается тянуть время и добиваться продления срока, отведённого на изъятие оружия, до конца 2026 года». Он также поддержал мнение, что попытка силового разоружения «приведёт к гражданской войне, распаду армии и расколу среди шиитских офицеров», пояснив, что «армия по своей структуре и доктрине не воюет против какой-либо конфессии или влиятельной группы».

Что касается позиции «Хезболлы», Хашан полагает, что движение в случае силового давления будет руководствоваться принципом «пусть погибну я — и мои враги со мной», говоря о «доминирующем настроении среди шиитов Ливана, отвергающем сдачу оружия, поскольку это означало бы утрату всех достижений, достигнутых общиной за более чем 40 лет». Он добавил, что партия не заинтересована в предложениях обменять оружие на политические привилегии, поскольку, контролируя политическую жизнь Ливана в последние годы, она понимает, что такие привилегии недолговечны.

По мнению Хашана, выдвигая идею оборонной стратегии, «Хезболла» «пытается выиграть время, осознавая, что любые внутренние дискуссии по этому вопросу не приведут к результату, что подтверждается многолетним опытом», и не исключает, что сложившаяся ситуация может привести к израильской эскалации, масштабы которой пока неясны.

Позиция «Хезболлы»

Политический аналитик доктор Касем Касир, хорошо осведомлённый о позиции «Хезболлы», подтвердил, что движение «категорически отвергает переход к изъятию оружия к северу от Литани и считает, что ответственность сегодня лежит на государстве, ливанской армии и правительстве — остановить израильские атаки, положить конец оккупации и добиться освобождения пленных». Он отметил, что «пока неясно, как именно будет выражено это неприятие, особенно после того, как шейх Наим Касем в своём последнем выступлении ясно заявил, что оружие — как душа и земля, и от него не откажутся».

Отвечая на вопрос о возможности обмена оружия на политические привилегии, Касир заявил:
«Хезболла не требует политических привилегий в обмен на оружие. Она требует прекращения израильских атак и оккупации, освобождения пленных и начала восстановления. Она заявляет о готовности к диалогу по оборонной или национальной стратегии… и кроме этого у партии нет иных требований».

Lebanon army weapons monopoly, Hezbollah arms north Litani, political decision Lebanon government, Nawaf Salam statement, Litani Awali plan, civil peace red line, Lebanese security strategy
Lebanon army weapons monopoly, Hezbollah arms north Litani, political decision Lebanon government, Nawaf Salam statement, Litani Awali plan, civil peace red line, Lebanese security strategy
Hezbollah conditions Israel withdrawal, prisoners release, reconstruction Lebanon, Israeli attacks Lebanon, defensive strategy dialogue, national defense strategy, Lebanon internal negotiations
انسحاب إسرائيل, إطلاق الأسرى, إعادة الإعمار, استراتيجية دفاعية وطنية, حصرية السلاح, الجيش اللبناني, حزب الله, شمال الليطاني, بين الليطاني والأولي, السلم الأهلي
Lebanon border arms smuggling, Lebanon Syria border security, weapons transfer prevention, Lebanese army readiness, risk of escalation Israel, UNIFIL context, Lebanon stability
Lebanon border arms smuggling, Lebanon Syria border security, weapons transfer prevention, Lebanese army readiness, risk of escalation Israel, UNIFIL context, Lebanon stability

Related posts

Саудовская Аравия и Бахрейн укрепляют сотрудничество

Ливанский суд начал преследование за клевету

В Хартуме открылась крупнейшая больница